VII-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция

Центр дистанционного образования "Эйдос"

муниципальное общеобразовательное  учреждение
Агинская  средняя общеобразовательная школа №2

Оригами

 

Центр дистанционного образования «Эйдос»

Оригами

МОУ Агинская СОШ№2, НОУ  «Росток»

Проект  по декоративно прикладному искусству

Автор: Пылова Юлия, 7 класс, Агинская средняя школа№2

Руководитель: Кочанова Наталья Николаевна, учитель ИЗО. МОУ Агинская СОШ№2.

Web-адрес, по которому размещена работа:Mif106.narod.ru

Почему я выбрала эту тему?

Увидев изделия изготовленные из бумаги, мне стало очень интересно самой изготовить какое-нибудь изделие. Поэтому,  я решила научиться складыванию из бумаги.

Цель: изготовить несколько изделий в технике оригами.

Задачи:

u    проанализировать литературу по теме работы,

u    изучить историю, познакомиться с видами оригами,

u    изготовить изделия в технике оригами.

План работы:

I Введение

Актуальность

II Научная статья

1. История оригами

2. Виды оригами

3. Бумага для оригами

IV Практическая часть

1.     Изготовление панно в технике оригами

2.     Кусудама

3.     Складывание фигур животных (модульное оригами)

4.     Складывание салфеток

V Литература

I Введение

Актуальность: данная проектная работа является актуальной и значимой, так как позволяет узнать новую технику декоративно-прикладного искусства - оригами, историю ее возникновения и научиться складывать предметы на практике.

Одно из традиционных японских искусств, а также излюбленное развлечение не только японцев всех возрастов - малыши и пожилые люди с удовольствием складывают оригами в свободное время. Традиционно фигурка складывается из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без помощи клея и ножниц.

Слово ОРИГАМИ переводится как "сложенная бумага" (ори-ками). А ками по-японски это и "бумага", и "Бог". Поэтому японцы с особым почтением относятся к искусству складывания. В древней Японии бумажные фигурки участвовали в религиозных обрядах, а позднее очень полюбились при императорском дворе. Знатная дама могла получить любовное послание на листе бумаги, сложенном в форме цветка или бабочки. Умение складывать было признаком хорошего образования и тонкого, изысканного вкуса.
Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.

Постепенно оригами утрачивало своё мистическое наполнение, становясь популярным занятием, сначала – при дворе, где навыки оригами были едва ли не обязательным признаком хорошего тона, а затем – и в более широких слоях общества. Развитие технологии бумажного дела и удешевление бумаги сделали искусство оригами доступным для всех.

II Научная статья

1. История оригами

У историков не вызывает сомнения, что бумага была изобретена именно в Китае. Однако, несмотря на существование небольшого числа изделий, сложенных из бумаги, традиционно считающихся китайскими, родиной оригами стала именно Япония. Возможно, это объясняется тем, что в этой стране процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен. Немаловажным оказалось также сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» — «ками». Таким образом, у японцев возникала связь между религиозным ритуалом и складыванием фигурок из бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые предназначались в дар богам.
В периоды Камакура (1185—1333) и Муромати (1333—1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В период Адзути — Момояма (1573—1603) и Эдо (1603—1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими.

Появление авторских моделей и начало развития оригами как направления современного искусства связывают с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Во второй половине двадцатого века он уже активно пользуется придуманной им системой записи процесса складывания и извлекает из хорошо известных базовых форм множество новых моделей. В 1978 году он посещает СССР, где демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке, но в то время страна была еще не готова в ответ на одиночный визит мастера начать развивать это направление творчества самостоятельно — не хватало опыта и книг на русском языке.

К этому времени европейцы и американцы уже достаточно хорошо знакомы с оригами. Еще в XIX веке складывание как мощный педагогический прием рекламирует немецкий гуманист Фридрих Фребель. Автор «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл тоже увлекался складыванием фигурок из бумаги. В 1937 году в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кембелл «Изготовление бумажных игрушек», в которой впервые упоминаются три традиционные на Востоке базовые формы — «водяная бомбочка», «птица» и «лягушка». В 1946 году схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских ежегодных журналов.

Фокусник Роберт Харбин (1909—1978) всерьез увлекается оригами и собирает любую информацию на эту тему. Он знакомится не только со всеми классическими работами, но и с изобретениями Акиры Йошизавы, который к этому времени уже стал известным японским оригамистом. В результате в 1955 году на телевизионном канале «Jigsaw» Харбин делает регулярную программу по оригами «Мистеры Левая и Правая Рука», а в 1956 г. он выпускает в свет книгу, полностью посвященную оригами. Она имеет успех, позже появляются другие его издания на эту тему. Постепенно начинает формироваться круг увлекающихся оригами людей. В июне 1965 г. в Англии в свет начинает выходить «Оригамский листок», а 22 апреля 1967 г. создается общественная организация — Английское Общество Оригами (British Origami Society — BOS). Постепенно членами Общества становятся не только англичане, но и иностранцы: из Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Ирландии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Венгрии, Индии, Израиля, Италии, Кении, Кореи, Македонии, Мексики, Недерландов, России, Японии, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии, Сингапура, Испании, Швеции, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратов, США и Югославии. В 1996 году общее число членов общества превысило тысячу. В 1997 году BOS исполнилось 30 лет.

Мощный толчок развитию отечественного оригами дает создание в 1989 и 1991 гг. двух общественных организаций — Московского и Петербургского центров оригами. Для демонстрации современного состояния развития оригами в ряде городов проводятся выставки: Нижний Новгород (1992), Чебоксары (1993), Йошкар-Ола (1993), Москва (1993), Туапсе (1993), Ростов-на-Дону (1994). Оригами демонстрируется в Музее этнографии народов СССР в Петербурге (1993). В 1994 г. изделия в технике оригами выставляются в Кунсткамере вместе с сокровищами из ее восточных фондов. В октябре 1995 года выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: «Уроки оригами в школе и дома». С 1996 года в Москве издательская фирма «Аким» начинает печатать журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится ежегодно. Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригами, число отечественных изобретений, зарегистрированных в базе данных Петербургского центра оригами в 1998 г. превышает первую тысячу. Многие из этих работ вызывают должное восхищение у зарубежных оригамистов. В 1998 году в США издательство St. Martin Press выпускает книгу «Russian Origami», в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретенные в России. История развития отечественного оригами происходит очень быстро и буквально на глазах!

2. Виды оригами

- Аппликация

Составление бумажных аппликаций с помощью оригами - занятие, интересное не только малышам. Используя аппликацию, некоторые японские мастера создают настоящие картины, составляя их из сложенных бумажных деталей. С помощью аппликации также делают открытки в стиле оригами.

- Буквы

Бумажний шрифт может пригодиться на уроках в школе, для оформления выставок. Сделать бумажные буквы и цифры можно из однотонных полосок бумаги. Используя приемы "вогнуть внуторь" и "выгнуть наружу".

- Вазы

Любопытной областью в техники оригами является складывание всевозможных ваз. В отличие от коробочек, вазы складываются из одного листа бумаги большого формата. Для того, чтобы ваза уверенно стояла на столе, внутрь вставляют подходящую по размеру стеклянную или керамическую емкость .В этом случае в вазе могут стоять и живые цветы.

- Гофрировка

С помощью чередующихся складок «гора» и «долина», а также благодаря применению элементов «елочных структур», можно создать почти бесконечное количество гофрированных объемных фигур. По-разному располагая на заготовке заранее намеченные линии, можно получить различные изделия. Самый простой пример гофрировки веер.

- Керамика

В Японии разработали технологию для придания оригами прочности, способной противостоять неуловимому бегу времени. Для этого фигурки складывают из волокнистой бумаги, напоминающей обычную промокашку, которая хорошо держит складки и не раскисает при намокании. Готовые модели смачивают водой, содержащей взвесь глины. После высушивания их обжигают в печи. При этом их бумажная основа выгорает, а глина спекается в твердую корку. Так получаются прочные керамические оригами.

- Мокрое складывание

В Японии разработали технологию для придания оригами прочности, способной противостоять неуловимому бегу времени. Для этого фигурки складывают из волокнистой бумаги, напоминающей обычную промокашку, которая хорошо держит складки и не раскисает при намокании. Готовые модели смачивают водой, содержащей взвесь глины. После высушивания их обжигают в печи. При этом их бумажная основа выгорает, а глина спекается в твердую корку. Так получаются прочные керамические оригами, сложение в несколько слоев бумаги становится слишком толстой для того, чтобы продолжать с ней работу. Такая проблема возникает при складывании сложных фигурок животных. Для того чтобы придать бумаге необходимую податливость, места очередных, наиболее трудных для выполнения сгибов делают слегка влажными с помощью смоченной в воде губки, которая при этом должна быть едва влажной. С помощью мокрого складывания оригами можно придать природную живость форм.

- Носи

В Японии было принято делать подношения богам в виде тонких полосок китового мяса или рыбы, завернутых в чистую бумагу. Эти необычные упаковки назывались «носи-аваби».В наши дни таким образом заворачивают палочки для еды, поздравления, денежные купюры в качестве подарка.

- Складывание салфеток

Столовая салфетка представляет собой квадратный кусок ткани, который можно сложить определенным образом. Профессиональные официанты знают множество способов складывания салфеток, которые являются частью сервировки стола.

- Кусудамы

Кусудамы - одно из самых древних изделий в техники оригами. Слова «Кусудама» можно перевести как «лекарственный шар». Кусудамы не редко подвешивали у постели больного с пожеланиями выздоровления. Такая психологическая поддержка помогала выздоровлению. Кусудамы обычно собирают из шести одинаковых модулей, которые являются сторонами куба, и подвешивают на веревочку. Снизу можно прикрепить кисточку.

- Тато

Так называют плоские раскрывающиеся бумажные кошельки для хранения женских мелочей-иголок, булавок, пуговиц. Классическое тато имеет шестиугольную форму и немного напоминает цветок.

- Санбо

Санбо — бумажные коробочки, которые использовались в ритуалах в синтоистских храмах. В них помещали кусочки рыбы и овощей, которые преднозначались в дар богам.

     3. Бумага для оригами

Как известно, бумага была изобретена в Древнем Китае. Еще до нашей эры китайцы писали на деревянных бамбуковых дощечках и шелке, однако это было крайне неудобно. Поэтому китайские мудрецы и придумали бумажные листы, чтобы, не затрудняя себя, передавать накопленные знания из поколения в поколение. Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Но все тайное, рано или поздно, становится явным. По старинной легенде некий буддийский странствующий монах раскрыл тайну производства бумаги японцам.

И только спустя столетие после раскрытия технологии в Японии научились производить собственную бумагу. Практичные японцы сразу обнаружили, что бумага может быть использована не только для письма, но и для производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды.

Слова «оригами» переводиться с японского языка как «сложенная бумага». Новички, которые впервые сталкиваются с этим искусством, придают большое значение первой составляющей этого слова. Увлекаясь самим процессом, они забывают, что для художественного эффекта необходимо для каждой работы подобрать наиболее подходящую бумагу. В Японии имеется десятки разновидностей бумаги.

Например:
Ханси - тонкая и недорогая бумага для различных целей;

Сенси – рисовая бумага;

Камико - бумага для изготовления одежды;

Удагами - бумага с добавлением глины;

Но самой важной для оригами является бумага «Васи». Эта бумага до сих пор производиться вручную на маленьких фабриках. Она очень прочная и выдерживает тысячи сгибов. Также для оригами продается специальная бумага разных цветов, определенного формата, с приложением схем, показывающих, как сделать ту или иную фигурку.

IV Практическая часть

5.     Изготовление панно в технике оригами

6.     Кусудама

 

7.     Складывание фигур животных (модульное оригами)

 

8.     Складывание салфеток

V Литература:

1.                      Соколова С. В. «Бумажные цветы, букеты, кусудамы. Лучшие приемы искусства оригами» – М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2008.

2.                      Соколова С. «Школа оригами: Аппликации и мозаика» – М.: Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2007.

3.                      origamipro.ucoz.ru

4.                      ru.wikipedia.org/wiki/Оригами

Рефлексия: Очень интересно узнавать новое там, где можно научиться делать что-то руками.

 Самооценка: Для выполнения своей работы, я выбрала простой материал — цветную бумагу, но в результате получились красивые и оригинальные изделия. Работа в технике оригами очень кропотливая и трудоемкая, но результат стоит потраченного времени и сил. В технике оригами можно сделать множество разнообразных изделий: настенные панно, кусудамы, сувениры, объемные скульптуры, которые смогут украсить вашу комнату, так же они могут стать замечательным подарком для близких и друзей.

 
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz