VII-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция

Центр дистанционного образования "Эйдос"

муниципальное общеобразовательное  учреждение
Агинская  средняя общеобразовательная школа №2

Первые жители Присаянья

 

Центр дистанционного образования «Эйдос»

ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ ПРИСАЯНЬЯ

Исследовательская работа

Выполнила: Кащеева Наталья, ученица 8 б класса АСОШ №2

Домашний адрес участника: Красноярский край, Саянский район, село Агинское, улица Советская, д.167. кв. 3, индекс 663580, тел. 89620680498.

Дата рождения:28.01.1995

Адрес школы: Красноярский край, Саянский район, село Агинское, улица Строительная 21-а. Индекс 663580.

Руководитель: Салий Елена Витальевна, учитель географии АСОШ № 2 с. Агинского

Web-адрес, по которому размещена работа:Mif106.narod.ru

Почему я выбрала эту тему?

Сегодня в национальным составе населения нашего района преобладают русские. Значительная часть современников гордятся званием «коренной сибиряк». Но я согласна с мнением учёных, мы наследники не только русских первопроходцев, но и древнейших народов, обитавших издревле на землях Сибири. В своей работе я выясняла: а) какие народы жили на земле современного Саянского района, б) откуда они произошли, в) какова их историческая судьба. Моя работа может быть использована на уроках по национальному составу населения России по географии, на уроках по курсу «Природа и экология Красноярского края», уроках обществознания, тем, кому интересна история своего района и края.

Рефлексия

Я искала источники, обсуждала с учителем, читала литературу, выступала с этой работой на первой научной конференции исследовательской деятельности учащихся Саянского района. Были трудности в работе с источниками, но помощь учителей и руководителя позволили мне достичь поставленных целей.. В дальнейшем я хочу продолжить исследовательскую деятельность в этом направлении, и узнать еще больше об истории моего края.

Самооценка

Мне очень интересно было узнать о первых жителях края. На данном этапе свои цели я реализовала, но по мере работы возникли более глубокие вопросы, для ответа, на которые необходимы дополнительные источники информации. Сегодня у меня не хватает возможности и времени на продолжение своей работы. Я надеюсь, что все же я смогу продолжить работу, узнать новые данные, наполнить более интересными материалами о первых жителях края.

Цель работы:

выявить первые народы, заселявшие наш район, их происхождение, историческую судьбу.

Задачи:

  • найти и проанализировать источники информации

  • определить основные версии происхождения камасинцев

  • выявить основные особенности их жизненного уклада

  • определить влияние русского заселения на судьбу камасинцев.

Методы:

Анализ литературы.

Анализ статистических данных

Историческая справка о Саянском районе

Расположен в юго-восточном Присаянье, в 220—350 км к юго-востоку от Красноярска в верховьях р. Кана и его притоков. Транспортно-географическое положение невыгодно. Район находится в стороне от Транссиба, Южсиба и федеральной автомобильной трассы (Московского тракта). Внутри района все автодороги — местного значения. Ближайшая железнодорожная станция — Саянская (на Южсибе), расположена в 40 км к северу от райцентра.

Территория 8031 кв. км. Численность населения около 15 тыс. чел. Район сельского типа. В его составе 14 сельских администраций и 36 сельских населенных пунктов.

Природа района исключительно разнообразна. Северная, всхолмленно-равнинная часть района занята лесостепями и подтайгой с прохладным достаточно увлажненным климатом, южная (около 2/3 территории) расположена в низко- и среднегорных территориях Восточного Саяна. На территории района отдельными частями расположены хребты Пезинского, Канского и Идарского Белогорий. Район располагает в северной части запасами бурого угля, разрабатывавшегося для местных нужд в 30—50-е гг. Имеются месторождения золота, каменного и бурого углей, меди, никеля, серебра, кобальта, извести. Район интересен в ландшафтно-эстетическом отношении.

Присоединение территории района к России относится к XVIII в., а активное заселение и освоение его русскими началось лишь в первой половине XIX в. В 1829 г. на р. Аге было основано казенное селение Агинское, куда были водворены ссыльные поселенцы (304 чел.)

В начале XX в. (1911 г.) в Агинской волости числилось уже 34 селения. В эти годы Присаянье становится местом политической ссылки. В годы Великой Отечественной войны из района на фронт ушли 4343 чел., из них не вернулись 2179 чел. За боевые подвиги пятеро (Л.Н.Таваков, П.Н.Фомичев, С.Л.Шилов, Г.П.Кузьмин, Н.Н.Ковалев) удостоены звания Героя Советского Союза.

В национальным составе населения преобладают русские ( около 90 %); проживают немцы, украинцы; татары, ; чуваши, белорусы; мордва..

К наиболее крупным поселениям относятся с. Агинское, с. Унер, п. Тугач, с. Межово, с. Гладково, с. Большой Арбай и с. Вознесенка.

В структуре материального производства преобладает сельское хозяйство и связанные с ним предприятия перерабатывающей промышленности (молокозавод, комбикормовый завод).

Версии учёных о заселении Присаянья и происхождении камасинцев

Древняя история Присаянья полна загадок. Ученые еще не подвергли научному анализу наскальные рисунки в пещерах, надгробные плиты и названия сёл, рек и озёр: Анжа и Кан, Кандыга и Унер, Ага и Орус, Арбай и Кирель и так далее. Поэтому сведения о первых жителях гипотетичны, и иногда противоречивы

А. С. Козин, например, название реки Кана, что по - татарски означает "кровь", увязывает с преданием о жестокой битве в 1207 году между отрядами сына Чингис-Хана Джучи и племенами "лесных людей", живших на берегу большой реки. С. В. Киселев - с насильственным выселением в 1223 году в Манчжурию сопротивлявшихся енисейских кыргызов и их кыштымов, которое проводилось по приказу монголо-татарского хана Хубилая.

Современное состояние исторических знаний позволяет предположить, что самые первые жители появились на территории Присаянья в неолите, когда произошло расселение многочисленных первобытных племен по всей территории края. Начиная с карасукской эпохи бронзового века, XII-VII века до нашей эры, на берегах рек Енисея и Кана ночевали племена охотников и рыболовов коттов, потомков кетоязычных племен.

До прихода славян племена, жившие в бассейне Кана, зависели от более сильных южных соседей - бурятов и тубинцев - и платили дань пушниной. Отечественные письменные источники о первых жителях Присаянья относятся к XVII веку, когда казаки, под командованием московского дворянина Тугаевского, привели в ясачную повинность камасинцев, живших в живописной долине реки Ильбин. Тугаевский посчитал, что перед ним остатки древнего коренного приенисейского племени и сообщил в столицу о "чуди". С тех пор ученые пытаются разгадать загадку камасинцев: было ли Алтайско-Саянское нагорье древней прародиной камасинцев или оно было их последним прибежищем? Принадлежали ли камасинцы к древним коренным народам, или это было этническое образование, возникшее в недалеком прошлом?

Как и всякая сложная научная проблема, камасинцы родили противоречивые, взаимоисключающие гипотезы. Уже в XVII веке от Российской Академии наук в улусе Абалаково побывал ученый П. С. Паллас, который определил, что язык камасинцев можно отнести к угро-финской группе, близкой к лексическому строю многих северных народностей.

Два с половиной века назад о жизни и этнографии аборигенов Приенисейского края поведал миру известный историк Г. Миллер. А лет через сто после того более основательно и детально занимался этими же вопросами финн Александр Кастрен по заданию Российской академии наук. Он выдвинул теорию происхождения народов угро-финской, или уральской, языковой семьи от Восточного Саяна до Финляндии, Эстонии и Венгрии. По теории Кастрена, Минусинская котловина и была древнейшей прародиной этих народов, включая венгров и финнов, а в Приенисейском крае существовала родственная им самодийская группа: камасинцы, нганасаны и ряд других племен, Калмажами историки и этнографы занимались раньше немало, но как исчезающим племенем. Уже Миллер отмечал, что разделились камасинцы на два колена: лесных калмажей и степных, уже влившихся в тюркоязычных качинцев. При Кастрене и Доннере степных камасинцев, по сути, уже и не выделяли, если не брать во внимание, что некоторые ученые таинственных кашинцев и подразумевали как отделившуюся степную ветвь камасинцев.

Аналогичной точки зрения придерживался и финский ученый Кай Доннер. В 1914 году в Абалаково он собрал редкостную этнографическую экспедицию, которую увез с собой в Финляндию. Александр Константинович Матвеев избрал Абалаково по той причине, что здесь в местных названиях отмечена неоднородность языковых признаков. Да еще потому, что последние старики, говорившие по камасински, были найдены краеведом Тугариновым в 1925 году именно в Ильбине (ныне Абалакове). Об этом он опубликовал статью, назвав ее «Последние камасинцы».

Историк Фингер, первый генерал - губернатор Енисейской губернии А. П. Степанов и многие другие считали камасинцев самоедами по происхождению.

Исследователь П. Славцов писал, что до прихода русских население Восточной Сибири "было ни что иное, как наплыв обломков, выброшенных из Средней Азии, когда она пенилась переворотами племен, а пенилась многократно, во времена киданей, нючтей, татаней и чингизханцев". Подобной точки зрения придерживался и этнограф Н. Н. Козьмин. Он относил камасинцев к восточным турецким народностям.

Н. Н. Козьмин писал, что этнический состав камасинцев был "пестрым". В их среде он выделил турок двух ветвей: тубинской и качинской, коттов и остяков-самоедов. Появление турков в Присаянье и образование Абалаковского и Шалошинского камасинских улусов исследователь связал с миграцией енисейских турков в двадцатых годах XVII века, когда на реке Усолке обосновались со своими кочевьями тубинские князья Унгур и Сойот, с походами тубинских князей Каяна и Ереня на, калмыков и мунгалов на коттов, которые "поддались" русским, с оседанием части енисейских турков на Кане.

Н. Н. Козьмин не отрицал, что среди камасинцев были местные туземцы-котты, которые в древности жили в Приенисейском крае. Наличие же среди калмажей остяков-самоедов объяснял захватом их в плен тубинскими князьями, совершавшими военные походы на Томск и Енисейск.

Влияние колонизации Сибири русскими на жизнь камасинцев

В наш век политизации и переполитизации истории следует обратить внимание на сам факт "растворения" камасинцев в гуще русских поселений. Известно, что присоединение сибирских народов и территорий к России отличалось от подобных мероприятий большинства государств Европы. Если на Западе освоение новых территорий шло путем завоеваний, а на американском континенте даже путем физического уничтожения коренных народов, путем подчинения местного населения народу-господину, то в России освоение новых земель шло не столько завоеванием, сколько мирной крестьянской колонизацией.

С появлением русских в Енисейске, а потом в Красноярском остроге началось изучение населявших эти места племен и народов. Они были в основном данниками киргизских (хакасских) князей, ставки которых находились на берегах обоих Июсов и на Тубе. Конечно, из этого не следует, что русская крестьянская колонизация носила мирный характер и ей не предшествовала победа правительственных войск. Первые русские поселения в Енисейском крае возводились как военные поселения - остроги с целью приведения местного населения в ясачную повинность. Проводя политику угнетения сибирских народов ясачными поборами, Российское государство, вместе с тем, осуществляло меры, которые не отталкивали бы местные народы от "государственной милости».

В XVII веке численность камасинцев составляла примерно 500 человек. В XVIIIXIX веках делились на две основных группы: таежных камасинцев, занимавшихся охотой, оленеводством и рыболовством, и степных камасинцев, более известных под названием кашинцы, занимавшихся скотоводством, коневодством, земледелием, охотой и говоривших на тюркско-качинском языке.

В помощь воеводам и землепроходцам по определению мест будущих поселений властями определялось количество ссылаемого российского люду. Они обустраивали зимовья, строили бараки и являлись, по сути, родоначальниками поселений. Однако места в Присаянье нельзя считать изначально необжитыми. К тому времени уже были поселения камасинцев по берегам рек Анжа, Кан, Ильбин, Арбай.

Многоукладность экономического быта пришлого русского населения, преимущественно крестьянский характер колонизации, довольно последовательно проводимая царским правительством охранительная политика по отношению к ясачным людям - эти и другие формы облегчали совместную жизнь русских и камасинцев. Камасинцы добровольно начали усваивать язык и перенимать образ жизни русских. Сближению двух народов в немалой степени способствовали такие черты новоселов, как отсутствие расового превосходства и высокомерие, невмешательство в дела камасинцев, терпимость к их обычаям, традициям и предрассудкам.

Когда русские прибыли в старинное поселение камасинцев - улус Абалаково, они увидели обтянутые оленьими и козьими шкурами юрты, по ближайшим сопкам, небольшим хребтам много строительного леса. Дома стали строить из бревен лиственницы (береза, ель, осина не годятся), она и в земле долго не гниет, да и дрова из неё горят жарче.

Первые русские поселенцы уходили в тайгу на все лето вместе с камасинцами. Вялили добытое мясо, в берестяных туесах солили выловленную рыбу, часть её тоже вялили. Сушили ягоду, а клюкву с брусникой везли в туесах Шкуры добытых изюбра, лося обрабатывали сразу в тайге, делая из них потом прочную обувь, теплую одежду, постель. Детей перевозили в плетеных корзинах, обтянутых холстиной, на оленях.

С камасинцами русские обменивались товарами - для них очень дефицитными были мешковина и холстина.

На долгое время — до согни лет — о камасинцах почти забыли, лишь упоминали в исторических обзорах событий присоединения Сибири к России. Вспомнил о них в 1925 году этнограф А. Тугаринов, директор Красноярского музея. Он побывал в Ильбине, отыскал с десяток стариков, говоривших на языке калмажей.

Последняя камасинка

Из газеты «Красноярский рабочий» от 19.12.1998 А.Шадрин  «Последняя камасинка»

На обратной стороне снимка, который вы видите, пометка:

13 августа 1966 года.

Абалаково Саянского района

Клавдия Захаровна Плотникова

В свои  75 лет она предпочитала ходить за 35 километров от Абалакова до Агинского пешком, сама управлялась с личным хозяйством, даже косила сено.

 

 

 

В
1925 году советский этнограф А. Я. Тугаринов писал, что к этому времени из тридцати двух дворов Абалаково двадцать принадлежали потомкам таежных камасинцев. Из населения деревни только девять человек говорили на камасинском языке.

В 1967 году лингвистическая экспедиция Свердловского университета обнаружила уже только одну женщину - представителя камасинцев, которая почти забыла язык своих предков: Клавдию Захаровну Плотникову. Она запомнилась членам экспедиции ироничной, открытой, доброжелательной. И словоохотливой. Оба языка — камасинский и русский — она считала родными. И по крови метиска: мать ее — камасинка, а отец — русский. В пору ее детства не только мать, но и еще несколько человек в Ильбине — теперешнем Абалакове — говорили по камасински. А последний раз она разговаривала на этом языке за четверть века до встречи с экспедицией. И за пять лет до того, как ее «открыли» ученые.Последняя камасинка, разговаривавшая народном языке», Клавдия Захаровна Плотникова умерла в 1990 году в возрасте 101 года в одном из красноярских домов для престарелых .

Заключение

Волны завоеваний и иммиграции смешивали племена и языки. И не только в давние времена. К приходу русских камасинцы еще вели кочевую жизнь, кое у кого, как и у их соседей-тофаларов, здравствующих и поныне отдельной народностью в Восточном Саяне, кроме лошадей, водились и верховые олени. В теплую пору они уходили в белогорья — субальпийскую зону высокогорий — с переносными чумами из бересты или оленьих шкур

Сегодня в национальным составе населения нашего района преобладают русские. Значительная часть современников гордятся званием «коренной сибиряк». Но я согласна с мнением учёных, мы наследники не только русских первопроходцев, но и древнейших народов, обитавших издревле на землях Сибири.

Историческая литература об енисейских аборигенах рисует обширные картины смешения, ассимиляции местных племен с русскими. В каждом из нас, чалдонов, то есть русских первонасельников Сибири, течет кровь населявших эти места народов. Одной из линий предков жителей Саянского района являются камасинцы, постепенно растворившиеся среди русских.

Литература

  1. А.Шадрин «Последняя камасинка» «Красноярский рабочий» от 19.12.1998

  2. М. Маркевич «Моя деревня начиналась с Муранжи»

«Присаянье» от 14-20 апреля 2006 г

  1. Северьянов М.Д. На земле Саянской. Красноярск, 1987;

  2. История Красноярского края. Красноярск, 1967. С. 10—11;

  3. Енисейский энциклопедический словарь

Красноярск. КОО Ассоциация «Русская энциклопедия» 1998

  1. Камасинцы Материал из Википедии - свободной энциклопедии от

ru.wikipedia.org/wiki/Камасинцы

  1. Камасинцы Большая советская энциклопедия (БСЭ), цитаты.

Камасинцы Камасинцы (самоназвание - калмажи

www.oval.ru/enc/31618.html

Рефлексия:

Работать было очень интересно. Самое главное, что учителя географии и ОРР используют наработанный мною материал на своих уроках. Значит не только для меня полезна эта работа.

Самооценка: Научилась работать с информацией, статистическими данными, структурировать материал. Обязательно продолжу подобную работу, а над темой буду думать.

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz