VII-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция

Центр дистанционного образования "Эйдос"

муниципальное общеобразовательное  учреждение
Агинская  средняя общеобразовательная школа №2

ПЛЕСЕНЬ - ЗАГАДКА ГРИБНОГО ЦАРСТВА

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Исследовательская работа по биологии

Мазальков Николай Олегович, 5 класс,  Агинская средняя общеобразовательная школа №2

Руководитель: Щедловская Олеся Анатольевна, учитель биологии

Web-адрес, по которому размещена работа:Mif106.narod.ru

«ПЛЕСЕНЬ – ЗАГАДКА ГРИБНОГО ЦАРСТВА»

Почему я выбрал эту тему:

Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека.Несмотря на множество научных исследований, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена.Посмотрев фильм, я захотел почувствовать себя ученым и понять что же такое плесень, так ли она опасна как о ней говорят и попробовать самому вырастить плесень на различных продуктах питания.

Цель:           Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, научится выращивать плесневые грибы на различных продуктах питания.

Задачи:

  1. Узнать что такое плесень;
  2. Понять откуда берется плесень, и какая она бывает;
  3. Выяснить роль плесневых грибов в природе и для жизни человека;
  4. Вырастить плесень на разных продуктах питания;
  5. Рассмотреть правила борьбы с плесенью.

Идея и проблемы работы:

Содержание

 


ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 3

Цель:  .............................................................................................................................................. 3

Задачи:............................................................................................................................................. 3

Актуальность:................................................................................................................................. 3

II Теоретическая часть....................................................................................................................... 4

2.1 Что такое плесень..................................................................................................................... 4

2.2 Условия появления и развития плесени................................................................................ 5

2.3 Плесень «хорошая» и «плохая».............................................................................................. 6

2.4 Борьба с плесенью и защита от нее........................................................................................ 7

III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.......................................................................................................... 8

IV Заключение................................................................................................................................. 10

IV   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................................... 11

Приложение 1................................................................................................................................... 12

 


ВВЕДЕНИЕ

Цель:

            Оценить роль плесневых грибов в жизнедеятельности человека, научится выращивать плесневые грибы на различных продуктах питания. 

Задачи:

  1. Узнать что такое плесень;
  2. Понять откуда берется плесень, и какая она бывает;
  3. Выяснить роль плесневых грибов в природе и для жизни человека;
  4. Вырастить плесень на разных продуктах питания;
  5. Рассмотреть правила борьбы с плесенью.

Актуальность:

В эфире Первого канала состоялась премьера документального фильма «Плесень».

Она появилась на Земле 200 млн. лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти.
Ее называют хлебом дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива и вызывает отвращение.
Она вездесуща и неистребима. Она способна управлять огромными
Массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну,
У нас не будет шансов выжить. И мы даже не предполагаем,
Какие тайны и скрытые силы хранит.  Эта проклятая и благословенная плесень.

            Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека.

            Несмотря на множество научных исследований, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена.

Посмотрев фильм, я захотел почувствовать себя ученым и понять что же такое плесень, так ли она опасна как о ней говорят и попробовать самому вырастить плесень на различных продуктах питания.

II Теоретическая часть

2.1 Что такое плесень.

Плесень окружает нас повсюду, являясь неотъемлемой частью существования нашей планеты и нашей жизни. Плесень всегда рядом с нами, даже если мы её не видим и не чувствуем. В простонародье собирательным словом «плесень» называют колонии грибков, которые бывают самые разные:

- плесневые грибки (они распространены повсюду, и могут жить даже на камнях);

- грибки синевы (обитают в клетчатке дерева);

- грибки гниения (их представителями является бактериальная, белая, бурая гниль);

- дрожжевые грибки (специфический налёт на растениях).

 

Плесневые грибы: 1мукор; 2пеницилл; 3аспергилл.

 

Всевозможные грибки могут быть окрашены в разные цвета и оттенки, превосходя «радужный» спектр. Чаще всего встречаются плесени красные, жёлтые, зелёные, голубые, чёрные, бурые, серые, белые с розовым и сиреневым оттенком.

 

Плесневые грибы, или плесень— различные грибы образующие ветвящийся мицелий без крупных, легко заметных невооруженным глазом, плодовых тел.

Плесневые грибы  - относятся к  особому царству живой природы. Представители этого царства имеют сходства и различия, как с растениями, так и с животными.

Таблица №1 Сходство и различие плесневых грибов с растениями и животными

Растения

Животные

Сходство

Всасывают питательные вещества всей своей поверхностью
Неподвижность
Верхушечный рост
Наличие клеточных стенок

Употребляют готовые органические вещества
Гетеротрофный тип обмена
Наличие хитина
Образование мочевины

Различия

Могут синтезировать органические молекулы вещества из углекислого газа и минеральных веществ
Умеют использовать солнечную энергию и питаться углекислым газом из воздуха

 

2.2 Условия появления и развития плесени

Из воздуха. Споры, мельчайшие «семена» грибов, невидимы для человеческого глаза и свободно переносятся ветром. Вместе с пылью некоторое их количество всегда находится в воздухе. Попадая в благоприятные условия, во влажные и плохо проветриваемые помещения, споры прорастают и образуют целые колонии грибков. Те, в свою очередь, дают миллиарды новых спор, и вскоре процесс уже можно сравнить со снежной лавиной.

Хуже всего, что со временем плесень не только обосновывается на поверхности материала, но и проникает внутрь. Тончайшие нити грибницы (толщиной около 1 мкм), словно некие щупальца, обволакивают поверхность и внедряются в неё всё глубже и глубже. Если что-либо заражено грибком изнутри, бороться с ним уже очень сложно.

О влажности
Плесень и грибок обожают влагу. К сожалению, все материалы, окружающие нас, в той или иной степени содержат влагу. В фасадах из камня и бетона влага образуется в результате конденсации, то есть оседает на поверхностях стен в виде мелких капелек. Конденсат может появиться в холодное время года из-за недостаточной толщины стен. В ванных комнатах (не говоря уже о банях и саунах) конденсат - обычное явление - результат разности температур поверхности и примыкающего к ней воздуха. Дождь благотворно влияет на произрастание плесени.

О температуре
Плесень весьма прекрасно чувствует себя при отрицательных температурах. Она, как и деревья зимой, не "живет активной жизнью" (не спорообразует, хотя есть и исключения), но и не умирает. При повышении температуры плесень снова начинает спорообразовывать. Высокие температуры способны убить плесень, однако для уничтожения некоторых видов необходимо воздействие температуры плюс 100 0С в течение 1-2 часов.

2.3 Плесень «хорошая» и «плохая»

Плесень

«плохая»                                            «хорошая»

               

Таблица №2 Роль плесневых грибов в природе и в жизни человека

 

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ

ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ

  • вызывают опасные болезни
  • портят пищу человека
  • губят книги
  • разрушают дома
  • уничтожают урожай
  • вызывают гибель животных
  • Некоторые виды грибков могут вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму и даже онкологические заболевания                   
  • получено лекарство - пенициллин, губительный для бактерий
  • эти маленькие труженики помогают получать вина, благородные сыры
  • без плесени не было бы круговорота веществ на Земле.

2.4 Борьба с плесенью и защита от нее.

Плесневые грибы относятся к устойчивым микроорганизмам. Если построить условную шкалу по степени жизнестойкости, то самыми «слабыми», легко уничтожаемыми, являются бактерии, затем идут вирусы, а замыкают линейку спорообразующие культуры, к которым относятся и грибы.

 

Избавиться от плесневых грибов достаточно сложно, необходимо в первую очередь выяснить, с каким видом гриба вы имеете дело, выяснить, как глубоко проникли нити гриба в заражённый им материал и уже только тогда подбирать специальный противогрибковый препарат, а это под силу только специалистам - биологам и экологам.

Во-вторых, важно не забывать и о том, что благоприятной средой для развития грибка является, прежде всего, повышенная влажность в помещениях, чего и нужно стараться по возможности избегать, чтобы лишний раз не встретиться с этими удивительными созданиями природы.

Основных правил в борьбе с плесенью три :

·         уменьшить влажность внутри жилища

·         обеспечить хорошую вентиляцию

·         ликвидировать очаги плесени.

III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мною было поставлено 5 опытов по выращиванию плесневых грибов.

Цель: - выяснить сроки прорастания плесневых грибов в зависимости от пищевого продукта и условий для их прорастания.

 

Таблица №3 Результаты прорастания плесневых грибов

№ опыта

Питательная среда (пищевой продукт)

Условия для прорастания

Фото

Срок

1

Хлеб

Питательная среда

Температура 18?С

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

1день

5 день

7 день

2

Хлеб

Питательная среда

Влажный песок

Температура 25?С

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

1день

3 день

5 день

3

Мандарин

Питательная среда

Температура 18?С

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

1день

7 день

10 день

4

Яблоко

Питательная среда

Влажный песок

Температура 25?С

 

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

1 день

4 день

8 день

5

Варенье из смородины

Питательная среда

Температура 18 ?С

 

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 15

 

1 день

10 день

21 день

Вывод: -  плесневые грибы прорастают в разные сроки;

             - прорастание плесневых грибов зависит от продукта, то есть питательной среды, от влажности и температуры.

             -  плесневые грибы прорастают быстро при благоприятных для них условиях .

IV Заключение

         Проведя работу по изучению плесневых грибов, я пришел к следующим выводам:

  1. В мире имеется большое количество различной информации о плесневых грибах;
  2. Плесневые грибы живут везде;
  3. Плесневые грибы не только наши враги, но и наши друзья, так как они играют великую роль в круговороте веществ в биосфере;
  4. И все - таки остается еще много загадок о плесени – живом существе из царства грибов!
  5. IV   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Исмаилова С. Энциклопедия для детей т.2, Биология, М Аванта+, 1995г.
  2. http://commons.wikimedia.org/wiki/Mold.
  3. Журнал "Вокруг света", 1998-2008г.
  4. http://www.log-In.ru
  5. http:// www.gardenia.ru

 

Рефлексия: В ходе работы я узнал многое о царстве грибов и хотел бы продолжить работу. В разных информационных источниках очень много различных фактов, хотелось бы найти им практическое подтверждение и попробовать разгадать хотя бы некоторые загадки грибного царства.

Самооценка: Мне было очень интересно самому узнать о новом для меня царстве, попробовать самостоятельно вырастить плесневые грибы.

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 7

 

 

 

 

Приложение 8

 

 

 

 

 

Приложение 9

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 11

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 12

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 15

 

 

 

 

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz